Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
№70 «Красная шапочка» города Калуги
(МБДОУ № 70 «Красная шапочка» г.Калуги)
Принята
педагогическим советом
МБДОУ № 70 «Красная шапочка» г. Калуги
(протокол от 30.08.2024 г. № 1)
Утверждена
приказом МБДОУ № 70
«Красная шапочка» г. Калуги
от 30.08.2024 г. № 79/ОД
Дополнительная общеобразовательная программа
социально-гуманитарной направленности
«Грамотейка»
для детей 6-7 лет
Составитель программы
Учитель-логопед: Лузгачёва Е.В.
Срок реализации программы 1 год
г. Калуга,
2024 г.
Содержание
№п/п
I
стр.
Целевой раздел
3-9
1.1.
Пояснительная записка
3 -3
1.1.1
Цели и задачи рабочей программы дошкольного образования
3-4
1.1.2
Принципы и подходы к реализации программы
4-4
1.1.3
Характеристикаособенностей развития детей 6-7 лет
4-8
'1.2
Планируемые результаты освоения программы
8-8
II
Содержательный раздел
8 - 10
2.1.
Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями
развития ребёнка, представленными в образовательной области «Речевое
развитие»
2.2
Методы и средства реализации программы
2.3
Особенности взаимодействия
воспитанников
III
8-9
9
педагогического
коллектива
с
семьями
Организационный раздел
10
10-
3.1
Материально-техническое обеспечение Программы
3.2
Учебно-тематический план
11 - 12
3.3
3.4
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Перечень источников, используемых при разработке Программы
13
13-14
IV
Дополнительный раздел
Презентация программы
10
14
2
I.Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком
разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи.
В современной иерархии педагогических проблем выделяется проблема
готовности ребёнка к школе, и одна из них – речевая. Под речевой
готовностью к школе понимается взаимосвязь множества компонентов,
основными из которых являются звукопроизношение, фонематический слух,
звуковой анализ, словарный запас, грамматический строй , связность речи.
Задача дошкольного учреждения – воспитать у детей качества речи,
способствующие успешному овладению ими устной и письменной речью в
начальной школе.
Формирование у детей навыка чтения является необходимой базой для
всего последующего образования. С каждым годом увеличивается число
детей, у которых проявляются нарушения чтения. Они испытывают большие
трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, плохо
запоминают буквы, искажают слоговую структуру слова. Это приводит к
низкому темпу чтения и снижению уровня понимания прочитанного.
Несовершенство зрительного, пространственного и фонематического
восприятия также затрудняет формирование навыков чтения и письма.
1.1.1. Цели и задачи Программы
Цель Программы:
Формирование умения произносить и читать слова различной
звукослоговой структуры у детей 6-7 лет.
Задачи:
Подготовить детей к обучению грамоте
- формировать у детей первоначальные представления понимания того,
что такое «слово», «предложение», как они строятся, из каких частей
состоят; умения проводить звуковой и слоговой анализ слов, делить
двухсложные и трёхсложные слова на слоги, составлять слова из
слогов; формировать у детей навыки чтения складовым методом.
Воспитывать звуковую культуру речи
- формировать и закреплять правильное произношение звуков родного
языка и соотносить их с буквенным изображением; вырабатывать
интонационную выразительность, дикцию, силу голоса, темп речи.
3
Формировать грамматический строй речи
- развивать умение образовывать существительные с увеличительными,
уменьшительными и ласкательными суффиксами, существительные во
множественном числе, обучать правильному построению предложений.
Развивать процессы восприятия, мышления, речи
- совершенствовать работу слухового, зрительного и тактильного
анализаторов, умение ориентироваться в пространстве.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
Программа разработана с учётом основных принципов:
1. Последовательности (все задачи решаются методом усвоения
материала «от простого к сложному», в соответствии с
познавательными возрастными возможностями детей);
2. Доступности (заключается в простоте изложения и понимания
материала);
3. Наглядности (предлагает наличие наглядного раздаточного материала,
наличие дидактических игр и пособий);
4. Индивидуализации
(учитывает
психологические
особенности
дошкольников);
5. Результативности (обеспечивает соответствие целей программы и
возможностей их достижения);
6. Межпредметности (предполагает связь с другими предметами:
окружающим миром, развитием речи).
1.1.3. Значимые
для
разработки
и
реализации
Программы
характеристики особенностей развития речи детей 6-7 лет
Благодаря большой кропотливой работе педагогов и родителей в
предшествующие годы речь шестилетнего ребенка развита достаточно
хорошо. Он владеет практически всеми основными сторонами родного языка.
В последний год перед школой уровень речевого развития каждого ребенка
качественно совершенствуется: дополняется, уточняется, закрепляется.
Активно продолжается работа по развитию связной речи, которая
аккумулирует и широко использует все достижения речевого развития детей.
Для построения правильной методической работы по развитию речи
взрослым (педагогам и родителям) следует знать: 1) состояние
произносительной стороны речи; 2) лексический объем речи (словарь); 3)
состояние грамматического строя речи; 4) особенности развития связной
речи; 5) уровень развития мелкой моторики рук.
Произносительная сторона речи
4
Произносительная сторона речи детей седьмого года жизни
сформирована и нуждается лишь в некотором закреплении и
уточнении. Речевой слух (сочетание фонематического и фонетического
слуха). Уровень развития речевого слуха позволяет детям 6—7 лет:
контролировать правильность собственной речи и речи окружающих
при произнесении сложных звукосочетаний, сложных по конструкции
слов, в согласовании слов в предложении;
определять наличие определенного звука во фразе; выделять из фразы
слова с заданным звуком; подбирать слова: на определенный звук;
заканчивающиеся на заданный звук; со звуком, находящимся в
середине слова; с двумя заданными звуками [с — ш], [з — ж], [ц — с],
например:соцветие-,
дифференцировать свистящие и шипящие, звонкие и глухие, мягкие и
твердые звуки;
различать лексическое значение слов-паронимов.
Речевое дыхание. У детей 6—7 лет сформировано правильное речевое
дыхание с коротким вдохом и длительным выдохом. Исключение составляют
дети с различной формой заикания, которым рекомендуются занятия с
логопедом. Объем легких детей седьмого года жизни позволяет им
произносить на одном выдохе фразу, состоящую из 6—8 слов. В сложных по
конструкции предложениях дети рационально используют выдыхаемый
поток воздуха, умеют делать правильные остановки в речи для нового
короткого вдоха, не нарушая при этом целостности произносимой фразы.
Звукопроизношение. Ребенок 6 лет в норме владеет правильным
произношением всех звуков речи. Однако у некоторых детей еще имеются
недостатки, выражающиеся в недостаточно четкой дифференциации
отдельных звуков. Чаще всего это свистящие и шипящие, звонкие и глухие
согласные, твердые и мягкие звуки. У части детей процесс закрепления
навыков правильного произношения (или автоматизации) звуков [р — р’], [л
— л’] несколько затягивается. Эти дети не владеют в достаточной мере
самоконтролем при произношении данных звуков. Им требуется помощь
окружающих взрослых.
Словопроизношение. Детям 6-7 лет доступно произношение слов
сложной звуко-слоговой конструкции. Они умеют отвечать на вопросы,
соблюдая нормы литературного произношения, изменяя, в зависимости от
высказывания, просодические компоненты речи (силу, высоту, темп, тембр).
Дети правильно произносят слова с множественным стечением согласных
звуков (экскаватор, оркестрант и т. п.).
Объем словаря детей 6—7 лет различен. Это зависит от
индивидуальных особенностей ребенка, от социума, в котором он
воспитывается. Однако в среднем объем словаря ребенка к 7 годам достигает
5
5000 слов. Активное расширение словаря идет за счет развития
познавательной сферы. Словарь детей 6 лет уточняется, активизируется на
основе информации ближнего и дальнего окружения. Ребенок называет
фамилию, имя, отчество близких людей; определяет их родственные и
общественные отношения (кто такой, кем приходится родным и близким).
Дети 6 лет называют предметы, их целевое назначение и функции. Прежде
всего, это касается предметов, которые находятся в их непосредственном
окружении: дома, в саду, во дворе, на даче, в парке, на улице, в транспорте, в
магазинах, в других общественных местах. Также они называют объекты
живой природы (животных и растения), их части, дают небольшие
характеристики (повадки животных, изменения в жизни растений и т. п.);
объекты неживой природы, фиксируют их изменения во все времена года.
Происходит заметное пополнение словаря за счет конкретизации понятий,
связанных с деятельностью человека.
Продолжается работа с синонимами, антонимами, омонимами.
Закрепляются представления детей о многозначности слов. Они понимают и
используют в своей речи слова с переносным значением (хитрая,как лиса;
быстрый, как ветер и т. п.). Детям доступны значения некоторых
фразеологических оборотов. Важной особенностью пополнения лексического
запаса слов детей б—7 лет является способность усваивать каждое
воспринимаемое слово в определенной степени обобщения. На седьмом году
жизни дети легко усваивают родовые понятия (вещи, плоды, движение и т.
п.). Им доступны слова, называющие предельное лексическое обобщение —
предметность, действие, состояние, признак, качество, количество и т. п.
Усвоение слов-обобщений способствует развитию мышления ребенка.
Грамматический строй речи
Развитие лексической стороны речи всегда идет параллельно с развитием
грамматического строя речи. Дети 6— 7 лет достаточно легко (с помощью
наводящих вопросов) подбирают однокоренные слова. Они осваивают
практически все способы словообразования русского языка (на уровне
языкового чутья). Дети хорошо образуют и употребляют в самостоятельной
речи прилагательные сравнительной степени (добрый— добрее). Они
правильно
употребляют
часто
встречающиеся
несклоняемые
существительные (кино, пальто, пианино). Дети правильно понимают и
употребляют в своей речи практически все предлоги, выражающие
пространственные отношения. Они используют в высказываниях глаголы с
приставкой переи не путают ее с другими близкими по звучанию
приставками (при-, про ).
По-прежнему дети 6 лет могут допускать ошибки при образовании
существительных в родительном падеже множественного числа. При этом
они сами же их и находят, пытаются исправить, но это не всегда им удается.
В данной ситуации им нужна еще помощь взрослых. Некоторые дети
допускают ошибки в употреблении глаголов хотеть, начать.
6
В самостоятельной речи дети 6 лет часто употребляют предложения сложной
конструкции. Отвечая на проблемные вопросы (почему? зачем? как?), они
стилистически правильно строят ответы, употребляя сложносочиненные и
сложноподчиненные предложения. Таким образом, дети б—7 лет на
интуитивном уровне имеют достаточно точное знание норм грамматики.
Развитие связной речи
С шестилетними детьми продолжается серьезная работа по обучению
связной речи (диалогу и монологу). Чем старше ребенок, тем больше
времени и места в процессе его речевого развития отводится связной речи.
Это связано не только с возросшими речевыми возможностями детей 6—7
лет, но и с тем, что в связной речи отражается логика мышления ребенка, его
умение осмысливать воспринимаемое и правильно выражать его. Связная
речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным
языком: освоение произносительной стороны, словарного состава,
грамматического строя. Владение разнообразными навыками связной речи
позволяет ребенку осуществлять полноценное общение со сверстниками и
взрослыми, дает возможность поделиться с ними накопленными знаниями и
впечатления - ми, получить необходимую и интересующую информацию.
К 6 годам дети достаточно хорошо владеют диалогической речью,
которая на протяжении всего дошкольного возраста была и остается ведущей
и социально значимой для ребенка речевой формой. Дети знакомы с
правилами ведения диалога (умение слушать и понимать собеседника,
формулировать и задавать вопросы, строить ответ (реплику) в соответствии с
услышанным), умеют отбирать речевой материал в зависимости от цели,
ситуации и объекта общения; активно используют нормы речевого этикета в
наиболее распространенных жизненных ситуациях (приветствие, прощание,
просьба, утешение и т. п.). Однако на седьмом году жизни необходимо
продолжить работу по совершенствованию диалогической речи, упражнять
детей в умении осознанно выстраивать диалогическое взаимодействие в
повседневном общении с окружающими и в специальных ситуациях (для
получения результата, например, сказки), включать элементы диалогической
речи в монологи.
На протяжении седьмого года жизни продолжается обучение детей
составлению монологических текстов. К 6 годам дети освоили
элементарное построение монологов повествовательного и описательного
типа. Они умеют определять главную тему высказывания и выстраивать
последовательность частей монолога-повествования (начало; средняя часть,
концовка); называть объект речи, определять и выдерживать элементарную
логику перечисления в монологах-описаниях. Возросшие возможности
детей 6 лет позволяют обучать их правилам составления элементарных
контаминированных
текстов
(т.
е.
умению
комбинировать
повествовательные и описательные монологи).
7
1.2.
Планируемые результаты освоения Программы
К концу учебного года дети должны:
1. Владеть понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение»;
2. Правильно произносить звуки родного языка и соотносить их с
буквенным изображением.
3. Владеть чтением посредством складового метода;
4. Составлять звуковые схемы слогов и слов, используя символы для
обозначения гласных и согласных звуков;
5. Составлять схемы предложений.
6. Образовывать
существительные
с
увеличительными,
уменьшительными и ласкательными суффиксами, существительные
во множественном числе.
7. Ориентироваться в пространстве клетки, на листе бумаги.
8. Различать и воспроизводить различные интонации, темп, силу
голоса.
II. Содержательный раздел
Содержание программы позволяет в занимательной игровой форме
усвоить дошкольниками такие понятия, как звук и буква, понять их различия
и особенности.
Известно, что одной из важных составляющих обучения чтению
является хорошо развитый фонематический слух. В процессе освоения
программы используются специальные игры, подготавливающие слуховое
восприятие, внимание и память дошкольников к работе со звуками речи. В
структуру каждого занятия входят также различные игры, способствующие
развитию у детей навыков фонематического анализа и синтеза.
Гласные и согласные звуки на занятиях соотносятся с образами
соответствующих букв, при этом графический образ подкрепляется
двустишием о букве, что способствует более быстрому запоминанию
материала.
При составлении программы учитывались индивидуальные и
возрастные особенности детей, их потенциальные возможности и
способности.
2.1. Этапы работы
1. Звуки гласные и согласные.
2. Гласные звуки и буквы.
3. Парные по твёрдости и мягкости согласные звуки.
4. Деление слов на слоги.
5. Ударение.
6. Правила написания предложений.
8
Постепенно дети овладевают чтением посредством складового метода;
учатся составлять звуковые схемы слогов и слов, используя цветные символы
для обозначения гласных и согласных звуков; проводят работу по
составлению схем слов и предложений; знакомятся с рядом грамматикоорфографических правил; расширяют и уточняют представления об
окружающей действительности, обогащают словарный запас и развивают
устную речь.
Основные направления изучения буквы:
1. Выделение изучаемого звука из слов в сильной позиции (в ударном
слоге).
2. Называние буквы. Дети знакомятся с тем, что звук можно обозначить
графически, то есть буквой. При этом буквы обязательно называются
твёрдыми звуками, например. Звук «с» обозначается буквой С, а не ЭС
или СЭ.
3. Знакомство с печатной буквой. Демонстрация буквы.
4. Подбор зрительного образа к букве (вариант ребёнка).
5. Сопоставление печатной буквы с графическим образом (вариант
педагога).
6. Предлагается стихотворное описание графического образа буквы.
7. Анализ буквы (из каких элементов состоит, количество элементов и
расположение их в пространстве).
8. Знакомство с траекторией движений при написании буквы (обведение
буквы пальцем по гладкой поверхности, по трафарету, по контуру, по
воздуху, на песке, на доске).
9. Самостоятельное написание печатной буквы.
2.2. Методы и средства реализации Программы:
1. Словесный (заучивание стихотворений о букве, небольшой рассказ,
беседа).
2. Наглядный (наблюдение, рассматривание).
3. Практический (словесные игры; дидактические игры:«Поймай звук»,
«Найди букву», «Цепочка слов»).
Методическое условие реализации программы предполагает наличие
Логопедического букваря и логопедической тетради «Пишем вместе с
логопедом» Е.М. Косиновой.
Дидактическое условие – наличие дидактических пособий по обучению
чтению и звуковому анализу.
Материально-техническое – приобретение и изготовление новых пособий,
таблиц, карточек по обучению грамоте.
Создание условий доброжелательной, творческой атмосферы на занятии.
9
2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников
Осуществление полноценного образовательного процесса обучения чтению
невозможно без включения и активного участия родителей дошкольников.
Овладение навыками чтения особенно в дошкольном возрасте требует
ежедневной актуализации и закрепления знаний о звуках и буквах,
полученных на занятиях. Без поддержки и систематических упражнений в
домашних условиях, без заинтересованности родителей дошкольников в
успехе процесса обучения невозможно полноценное овладение навыками
аналитико – синтетического слияния звукобуквенных сочетаний. На
протяжении всей реализации содержания учебного материала программы
родители являются неотъемлемыми участниками образовательного процесса:
они ознакомлены с требованиями, целями и задачами обучения; осведомлены
о необходимости выполнения домашних заданий и постоянного закрепления
и упрочения материала изученного с педагогом.
III. Организационный раздел
3.1. Методическое обеспечение Программы
1. Е.М. Косинова Логопедический букварь. – М.: Махаон, Азбука-Аттикус,
2018.
2. Е.М. Косинова Пишем вместе с логопедом. М.: Махаон, Азбука-Аттикус2019.
Занятия по реализации данной программы проводятся в групповой
комнате. Дидактический наглядный материал, игрушки и игры на занятиях
предъявляются в соответствии с возрастными требованиями, особенностями
психофизического развития детей. Учебная зона групповой комнаты
укомплектована необходимым количеством мебели, соответствующей числу
детей, посещающих занятия, меловой и магнитной доской.
Методическая основа Программы:
- одновременное изучение парных по твёрдости и мягкости согласных звуков;
- усвоение детьми слогов типа СГ (слогов слияния), а также овладение
плавным слоговым чтением;
- применение оригинальных схем-моделей разнотипных слогов и слов;
- использование цветовых сигналов при обозначении звуков;
- представление детям системы игр и упражнений со звуками, буквами,
словами;
- развитие зрительного, тактильного, фонематического восприятия, оптикопространственного представления;
- формирование у детей ведущих видов речевой деятельности говорения и
слушания, чтения и письма.
10
3.2. Учебно-тематический план
Программа рассчитана на один год обучения и предназначена детям
подготовительной к школе группы, возраст 6-7 лет
Численность в группе – 10 человек.
Форма организации занятий: подгрупповая.
Режим занятий:
Общее количество:62 занятия.
Продолжительность занятий:2 раза в неделю по 30 минут.
Учебный план работы кружка «Грамотейка»
Всего занятий/часов в Всего занятий/часов в Количество занятий/часов
неделю
месяц
в год
2/60 мин(1 час)
8/240 мин(4 часа)
62/1860мин(31 час)
Пояснения: кружок функционирует с 1 октября по 30 мая. В январе в связи с
каникулами занятия начинаются с третьей недели.
Неделя Занятия
Тема занятия
1-я
1
Мир звуков: речевые и неречевые звуки
2
Звуки речи: гласные звуки
2-я
3
Гласныебуквы А
4
Гласныебуквы О
3-я
5
Гласныебуквы У
6
ГласныебуквыИ
4-я
7
Гласныебуквы Ы
8
Гласныебуквы (Закрепление)
5-я
9
Твёрдые и мягкие согласные звуки [м], [м`].
Буква М
10
Звуки [м], [м`]. Буква М. Слог-слияние.
6-я
11
Звуки [н], [н`]. Буква Н
12
Звуки [н], [н`]. Буква Н. Деление слов на слоги
7-я
13
Звуки [х], [х`]. Буква М. Деление слов на слоги
14
Звуки [х], [х`]. Буква Х. Ударение
8-я
15
Звуки [к], [к`]. Буква К. Предложение.
Прописная буква в начале предложения и в
именах людей
16
Звуки [к], [к`]. Буква К. Предложение.
9-я
17
Декабрь
Звуки [т], [т`]. Буква Т
18
Звуки [т], [т`]. Буква Т.
10-я
19
Звуки [п], [п`]. Буква П
20
Изученные согласные буквы П-Т-К-Х, МН(Закрепление)
11-я
21
Звуки [в], [в`]. Буква В.
11
12-я
22
23
13-я
24
25
33
34
35
36
37
Звуки [в], [в`]. Буква В. Предлог «в».
Звуки [г], [г`]. Буква Г. Существительные во
множественном числе.
Звуки [г], [г`]. Звуки и буквы К - Г
Январь
Звуки [б], [б`]. Буква Б
Звуки [б], [б`]. Звуки и буквыП-Б. Прописная
буква в кличках животных.
Звуки [д], [д`]. Буква Д. Слова – предметы.
Одушевленные и неодушевленные слова.
Звуки [д], [д`]. Звуки и буквыД-Т. Слова с
уменьшительно-ласкательным значением.
Буква Е.Слова-действия. Прописанная буква в
географических названиях
Буква Е. «Волшебные» свойства буквы Е.
Февраль
Звуки [ф], [ф`]. Буква Ф. Звуки и буквы В-Ф.
Парные согласные звуки и буквы: Б-П, Т-Д, КГ, В-Ф (Закрепление)
Звуки [с],[с`] Буква С
Звуки [с], [с`] Буква С. Предлоги «на, «у», «с».
Звук [й]. Буква Й.
Звуки [з],[з`] Буква З. Предлог «за».
Звуки [з], [з`]Звкуки и буквы З-С.
38
Гласные буквы Е, Ё, обозначающие два звука
39
Март
Звуки [л], [л`] Буква Л
Звуки [л], [л`] Буква Л
Звук [ш]. Буква Ш. Правописание ШИ.
Звук [ш]. Буква Ш. Звуки и буквы С-Ш.
Звуки [р], [р`] Буква Р
Звуки [р], [р`] Буква Р
26
14-я
27
28
15-я
29
16-я
30
31
32
17-я
18-я
19-я
20-я
21-я
22-я
23-я
24-я
25-я
26-я
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
Звук [ж]. Буква Ж. Правописание ЖИ.
Звук [ж]. Буква Ж.
Апрель
Буква Ё.
Буква Ё.
Звук [ц]. Буква Ц
Буква Ц
Буква Я. Обозначение мягкости согласных.
12
27-я
28-я
29-я
30-я
31-я
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
Буква Я
Звук [ч]. Буква Ч. Сочетания ча, чу.
Звук [ч]. Буква Ч. Сочетания ча, чу.
Май
Звук [э]. Буква Э.
Звук [э]. Буква Э.
Звук [щ]. Буква Щ. Сочетания ща, щу
Звук [щ]. Буква Щ. Сочетания ща, щу
Буква Ю. Обозначение мягкости согласных.
Буква Ю.
Разделительный мягкий знак
Разделительный твёрдый знак
3.3. Особенности организации развивающей предметнопространственной среды
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Наименование
Е.М. Косинова Логопедический букварь. – М.: Махаон,
Азбука-Аттикус, 2018.
Е.М. Косинова Пишем вместе с логопедом. М.: Махаон,
Азбука-Аттикус- 2019.
Количество
10
С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц «Формируем навыки чтения».
Раздаточные таблицы для обучения грамоте и развития
техники чтения у старших дошкольников. М.:
Издательство ГНОМ
С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц «Формируем навыки чтения».
Демонстрационные таблицы для обучения грамоте и
развития техники чтения у старших дошкольников. М.:
Издательство ГНОМ
Кассы букв и слогов
Магнитная доска с буквами
Цветные магниты: красные
синие
зелёные
Шариковые ручки: красные
синие
зелёные
Простые карандаши
20
13
20
2
20
2
20
20
20
20
20
20
20
10.
11.
12.
13.
14.
Пеналы пластмассовые
Ластики
Цветные карандаши (6 основных цветов)
Маркеры: зелёные
синие
красные
чёрные
Цветной картон
20
10
20
2
2
2
2
4
3.4. Перечень источников, используемых при разработке Программы
1.Цуканова С.П., «Учим ребёнка говорить и читать» - М.: Издательство
ГНОМ и Д, 2009.
2. Косинова Е.М. Пишем вместе с логопедом. М.: Махаон, Азбука-Аттикус2019.
3. Новикова Е.В. «Логопедическая азбука. От буквы к слову». М.- 2011.
4. Косинова Е.Н.Уроки логопеда.-М.:Эксмо.2008
5.Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. М., 1987.
6. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь «Развитие фонематического
восприятия и навыков звукового анализа». СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1998.
7. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Быстрое обучение чтению . М.: АСТ, 2015.
IV. Дополнительный раздел
Презентация Программы
В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой
в детских садах является особо актуальной. В последнее десятилетие растет
число детей с отклонениями в развитии, в том числе и речевом. Речь ребёнка
в целом понятна и не вызывает у него трудностей в общении в дошкольном
возрасте, пока к ней не предъявляются особые требования. С началом
школьного обучения дети испытывают затруднения, пишут с ошибками, и
как результат – негативное отношение к школе, отклонение в поведении,
повышенная утомляемость и невроз.
Другая причина актуальности проблемы – возросшие требования школ к
будущим первоклассникам. Одно из требований – готовность к овладению
грамотой, которая включает в себя овладение ребёнком звукобуквенным,
звуко-слоговым и лексико-синтетическим анализом и синтезом до
поступления в школу.
Программа кружковой работы по звуковой культуре речи, подготовке
детей к обучению грамоте, письму и чтению старших дошкольников
«Грамотейка» представляет собой систему комплексных занятий.
14
Направленность
образовательной
программы:
социальнопедагогическая, т.е. она направлена на общее развитие ребёнка, на овладение
навыком осознанного чтения, посредством которого создаётся прочная
основа для успешного изучения русского языка.
Содержание программы способствует практической подготовке детей к
обучению чтению, письму и ведёт работу по совершенствованию устной
речи. Занятия по подготовке детей к овладению грамотой носят
общеразвивающий характер, способствуют развитию психических процессов,
активности мыслительной деятельности, повышению работоспособности
ребёнка.
Актуальность программы: созданием данной образовательной
программы послужил социальный запрос родителей и школы для наиболее
эффективного решения проблем при переходе детей из детского сада в
первый класс.
Отличительной особенностью программы является многообразие
задач, методов и приёмов, применяемых на одном занятии, использование
различного дидактического материала, наглядности, новых технологий.
Данная программа предусматривает увлекательную форму занятий и
обеспечивает возможность индивидуального подхода к каждому ребёнку.
Новизна программы заключается в использовании развивающих
упражнений и адаптированной к детям дошкольного возраста технологии
«Логоладошек» Н. В. Атамановой. Созданная мною на основе методики
«Логоладошек» игра на совершенствование навыков звукового анализа и
синтеза слов «Звуковые классики» даёт возможность для двигательной
активности и закрепления полученных навыков в игровой непринуждённой
обстановке, выработке координации движений в соответствии со звуковой
наполняемостью слов. Методика программы позволяет детям интенсивно
заниматься и не утомляться за счёт постоянной смены видов деятельности и
переключения внимания. Занятия в кружке направлены на развитие всех
необходимых психологических компонентов готовности ребёнка к школе:
познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоциональноволевой сферы и мелкой моторики.
В ходе реализации программы предусмотрены различные виды
деятельности: игры, штриховка, рисование на песке, упражнения на развитие
слуховой, зрительной и двигательной памяти, поиски закономерности.
Необходимость объяснять свои действия заставляет детей строить
умозаключения, что способствует развитию мышления и речи.
В основу программы положены методическое пособие – «Учим ребёнка
говорить и читать» С. П. Цукановой, «Логопедический букварь» Е.
Косиновой, тетрадь «Пишем вместе с логопедом» Е. Косиновой.
Данная дополнительная образовательная программа расчитана на детей
подготовительной группы в возрасте 6-7 лет.
15
Сроки реализации программы: восемь месяцев (период с 01.10.2024 г.по
30.05.2024 г.). Учебная нагрузка составляет 8 занятий в месяц, 62 занятия в
год. Занятия проходят 2 раза в неделю по 30 минут.
16