Рабочая программа учителя-логопеда старшая группа

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 70
«Красная шапочка» города Калуги
(МБДОУ № 70 «Красная шапочка» г. Калуги)

Принята
педагогическим советом
МБДОУ № 70 «Красная шапочка» г. Калуги
(протокол от 30.08.2024 № 1)

Утверждена
приказом
МБДОУ № 70 «Красная шапочка» г. Калуги
от 30.08.2024 № 79/ОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
образовательной деятельности
в группе компенсирующей направленности № 8
для детей с 5 до 6 лет
МБДОУ № 70 «Красная шапочка» г. Калуги
на 2024 - 2025 учебный год

Составитель:
учитель – логопед
Метелева О. О.

г. Калуга,
2024

Содержание
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Цели и задачи программы
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
1.1.3. Значимые для разработки и реализации программы
характеристики, в том числе, характеристики особенностей развития
детей 5 – 6 лет с ТНР
1.2. Планируемые результаты
2. Содержательный раздел
2.1. Описание образовательной деятельности обучающихся с ТНР в
соответствии с направлениями развития ребёнка, представленное в
образовательной области «Речевое развитие», федеральной
адаптированной программой и с учётом используемых методических
пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания
2.2 Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учётом возрастных и индивидуальных
особенностей воспитанников с ТНР
2.3 Описание образовательной деятельности по профессиональной
коррекции нарушений развития детей
2.4. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
3. Организационный раздел
3.1 Описание материально-технического обеспечения Программы
3.2 Описание обеспеченности методическими материалами и средствами
обучения и воспитания
3.3 Распорядок и/или режим дня воспитанников
3.4 Особенности организации развивающей предметнопространственной среды
3.5 Комплексно-тематическое
планирование
образовательной
деятельности
Дополнительный раздел Программы
Краткая презентация рабочей программы учителя - логопеда

2

3
4
4
4
6

8

8

17
17
19
19
20
21
22
24

1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа образовательной деятельности разработана в соответствии с
адаптированной образовательной программой дошкольного образования (далее
Программа) МБДОУ № 70 «Красная шапочка» г. Калуги, с федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного образования, определяющим требования к
структуре Программы и федеральной адаптированной образовательной программой
дошкольного образования, для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР),
определяющей содержание программы.
Данная рабочая программа освещает основные этапы коррекционно - развивающей
работы в старшей группе компенсирующей направленности и учитывает возрастные и
психологические особенности дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО в программе содержится целевой,
содержательный и организационный разделы.
В Программе даны рекомендации по созданию и оснащению развивающей предметно пространственной среды в логопедическом кабинете и групповом помещении. В
соответствии с Программой предметно - пространственная развивающая среда в кабинете
логопеда и в групповом помещении обеспечивает максимальную реализацию
образовательного потенциала пространства и материалов, оборудования и инвентаря для
развития детей в соответствии с особенностями и потребностями каждого ребенка, охраны
и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
В Программе приведены методические рекомендации по осуществлению
взаимодействия с родителями дошкольников, описаны условия сотрудничества с семьями
воспитанников. Предложена система педагогической диагностики индивидуального
развития детей, даны методические рекомендации по проведению диагностики.
Основой Программы является создание оптимальных условий для коррекционной и
образовательной работы и всестороннего гармоничного развития детей с тяжелыми
нарушениями речи.
Программа направлена на создание условий развития дошкольников, открывающих
возможности для позитивной социализации ребёнка с ограниченными возможностями
здоровья, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих
способностей на основе сотрудничества с воспитателями и сверстниками в
соответствующих дошкольному возрасту видам деятельности.
Программа включает обязательную часть и часть, формируемую участниками
образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми
с точки зрения реализации требований Федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования.
В программе определены коррекционные задачи, основные направления работы,
условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической
сторон и связной речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР.
Рабочая программа заключается в реализации общеобразовательных задач
дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и
психофизического развития детей с тяжелыми нарушениями речи.
В рабочей программе предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического
3

и психического здоровья детей с тяжелой речевой патологией, обеспечения
эмоционального благополучия каждого ребенка. Она позволяет формировать
оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и
развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально - личностное и социально коммуникативное развитие. Объем учебного материала в рабочей программе рассчитан в
соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать
переутомления и дезадаптации дошкольников.
Рабочая программа рассчитана на один учебный год.
1.1.2. Цели и задачи реализации программы
Целью реализации Программы является обеспечение условий для дошкольного
образования, определяемых общими и особыми потребностями обучающегося
дошкольного возраста с ТНР, индивидуальными особенностями его развития и состояния
здоровья.
Цель программы достигается через решение следующих задач (п. 10.2. ФАОП ДО стр. 5)
Цель построения системы коррекционно - развивающей работы в группе
компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи в возрасте с 5
до 6 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов,
работающих в группе, родителей дошкольников и развитие коммуникационной функции
речи у детей.
Задачи:
1. Коррекция нарушений произношения: формирование речевого дыхания; развитие
голоса; преодоление нарушений и развитие артикуляционной моторики; постановка и
автоматизация звуков.
2. Формирование фонематического восприятия.
3. Формирование лексической стороны.
4. Формирование грамматического строя.
5. Развитие связной речи.
6. Подготовка к обучению грамоте.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы:
 принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и
потребностей каждого ребенка;
 принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного
процесса;
 принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов
каждого ребенка;
 принцип интеграции усилий специалистов;
 принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований,
методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям
детей;
 принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
 принцип постепенности подачи учебного материала.
1.1.3. Значимые для разработки и реализации программы характеристики, в том
числе, характеристики особенностей развития детей 5 – 6 лет с ТНР.
ТНР - это патологическая форма речевого развития, при которой нарушено
4

формирование всех компонентов речевой деятельности: фонетика, фонематические
процессы (фонематический слух, фонематическое восприятие), лексика и грамматика.
Особенности, характерные для детей с ТНР: несовершенство их коммуникативных
возможностей, а также в большинстве случаев специфика в протекании процессов
внимания, памяти, восприятия, отклонения в формировании моторных навыков, недостатки
в
сенсорной,
аффективно-волевой,
интеллектуальной
сферах,
обусловленных
особенностями речевого дефекта и т. д.
Дети с ТНР имеют по сравнению с возрастной нормой особенности развития
сенсомоторных, высших психических функций, психической активности.
Наряду с соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных
функций детям присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая
характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении
дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие
трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.
Дети с ТНР отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении
двигательного задания по пространственно-временным параметрам; нарушают
последовательность элементов действия, опускают его составные части, например
перекатывание мяча с руки на руку, передача его с небольшого расстояния, удары об пол с
попеременным чередованием; прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под
музыку.
Отмечаются недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой
моторики. Обнаруживаются замедленность, застревание на одной позе.
У детей с нарушениями речи наблюдается отставание психомоторного развития по
различным параметрам.
По развитию физических качеств дети с расстройствами речи отличаются низким
уровнем ловкости и быстроты. По выносливости, силе и гибкости различий не выявлено.
По степени сформированности двигательных навыков дети с нарушениями речи
отличаются отсутствием автоматизации движений и низкой обучаемостью. Эти
особенности сопряжены с низким уровнем развития когнитивных процессов (восприятия,
внимания, памяти).
У детей нарушена координация движений и общая моторика, что затрудняет
выполнение танцевальных движений, нарушается чёткость в выполнении двигательных
упражнений, особенно сопровождаемых речью (рифмовки, речёвки и др.)
У многих детей не сформировано чувство ритма, нет достаточного представления о
высоте и силе голоса, не сформирован навык диафрагмального дыхания, слабость мышц
брюшного пресса, глотки, гортани, мягкого нёба, что затрудняет усвоение культуры пения.
У детей наблюдается неустойчивость внимания, не сформированность словеснологического мышления, сложность в овладении анализом и синтезом, сравнением и
обобщением. Недостаточное развитие базового слухового восприятия и, как следствие,
нарушение фонематического слуха и фонематического восприятия. Возникают трудности
при ориентировке в пространстве.
Дети недостаточно хорошо владеют устной речью, затрудняются выражать свои мысли,
чувства, желания, что часто мешает развитию, и взаимодействию ребёнка, с педагогами и
сверстниками. Наблюдается несформированность внутренней речи, затрудняется
5

становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных
действий. Дети затрудняются выразить словами сопереживание, эмоциональную
отзывчивость (чаще это выражается жестами). Вследствие дефицита собственного
жизненного опыта, дошкольники нуждаются в наглядности для облегчения формирования
основ безопасного поведения в быту.
Характеристика речевого развития детей 5 - 6 лет с ТНР
Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи — это дети с поражением центральной
нервной системы, у которых стойкое речевое расстройство сочетается с различными
особенностями психической деятельности.
Второй уровень речевого развития характеризуется недостаточной речевой
активностью ребенка. Активный словарный запас расширяется за счет обиходной
предметной и глагольной лексики. Возможно использование местоимений, союзов и
иногда простых предлогов. В самостоятельных высказываниях ребенка уже есть простые
нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении
грамматических
конструкций,
отсутствует
согласование
прилагательных
с
существительными, отмечается смешение падежных форм и т. д. Понимание обращенной
речи значительно развивается, хотя пассивный словарный запас ограничен, не
сформирован предметный и глагольный словарь, связанный с трудовыми действиями
взрослых, растительным и животным миром. Отмечается незнание не только оттенков
цветов, но и основных цветов. Типичны грубые нарушения слоговой структуры и
звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны
речи (большое количество несформированных звуков).
Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой
речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
Отмечаются попытки употребления даже предложений сложных конструкций. Лексика
ребенка включает все части речи. При этом может наблюдаться неточное употребление
лексических значений слов. Появляются первые навыки словообразования. Ребенок
образует существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами, глаголы
движения с приставками. Отмечаются трудности при образовании прилагательных от
существительных. По-прежнему отмечаются множественные аграмматизмы. Ребенок
может неправильно употреблять предлоги, допускает ошибки в согласовании
прилагательных
и
числительных
с
существительными.
Характерно
недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими.
Недостатки произношения могут выражаться в искажении, замене или смешении звуков.
Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Ребенок
может повторять трех- и четырехсложные слова вслед за взрослым, но искажает их в
речевом потоке. Без специального побуждения к речи дети малоактивны, в редких случаях
являются инициаторами общения, что обуславливает недостаточную коммуникативную
направленность речи.
Для многих детей характерны недостаточная координация
пальцев, кистей рук, нарушения мелкой моторики.
1.2. Планируемые результаты реализации программы
В соответствии со Стандартом специфика дошкольного детства и системные особенности
дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного
возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения
6

Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и
представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка с ТНР к
концу дошкольного образования.
Пункт 10.4.3.3 ФАОП ДО стр. 44 содержит планируемые результаты, целевые ориентиры
реализации АОП ДО для обучающихся с ТНР в дошкольном возрасте.
В итоге коррекционно-развивающей работы дети 5-6 лет должны научиться:
1. Понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
2. Фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
3. Правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной
речи;
4. Пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными
предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
5. Владеть элементарными навыками пересказа;
6. Владеть навыками диалогической речи;
7. Владеть навыками словообразования;
8. Грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами
русского языка;
9. Использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических
категорий (существительные, прилагательные, глаголы, наречия и т.д.).
Диагностика речи детей с ТНР.
Правильно организованное коррекционное обучение и воспитание детей дошкольного
возраста в условиях детского сада требует всестороннего обследования их речевых и
неречевых процессов, сенсомоторной сферы, интеллектуального развития, а также
личностных особенностей и социального окружения.
Логопедическую диагностику проводят учителя – логопеды с последующим
заполнением речевых карт детей Н.В. Нищевой (Речевая карта с ОНР, с использованием
картинного материала к речевой карте ребенка с ОНР).
Этапы обследования ребенка:
1. Ориентировочный этап, на котором проводится целенаправленный опрос родителей,
беседы с ребенком, изучение специальной документации. На основании полученных
данных предварительно определяется речевой дефект.
2. Этап обследования неречевых процессов, тесно связанных с речевым развитием.
3. Подробное обследование ведущих компонентов языковой системы, итог которого
обосновывает логопедическое заключение.
4. Заключительный, уточняющий этап включает в себя динамическое наблюдение за
ребенком в условиях специального обучения и наблюдения.
Задачи:
1. Своевременно выявить детей с речевыми нарушениями;
2. Выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности развития ребёнка;
3. Определить оптимальный педагогический маршрут;
4.Спланировать
коррекционные
мероприятия,
разработать
индивидуальную
коррекционную программу;
5. Осуществлять комплексный подход (по мере возможности).
Диагностика проводится 2 раза в год (1-2 неделя сентября, 2-3 неделя апреля).
7

2. Содержательный раздел
2.1. Описание образовательной деятельности обучающихся с ТНР в соответствии с
направлениями развития ребёнка, представленное в образовательной области
«Речевое развитие», федеральной адаптированной программой и с учётом
используемых методических пособий, обеспечивающих реализацию данного
содержания
Задачи и содержание образования по образовательной области «Речевое развитие»
соответствуют пункту 32.3 содержательного раздела ФАОП ДО стр. 247 для обучающихся
с ТНР.
2.2 Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации
Программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников с
ТНР, специфики их образовательных потребностей и интересов указаны в п. 38
ФАОП ДО стр. 460.
Совместная коррекционная работа учителя - логопеда и воспитателя.
Цель: формирование правильной речи как полноценного средства общения,
необходимого для общего развития ребенка.
Задачи:
- практически усвоить лексические и грамматические средства языка;
- формировать правильное произношение (воспитать артикуляционные навыки,
звукопроизношение, слоговую структуру и фонематическое восприятие);
- подготовить к обучению грамоте, обучить элементам грамоты; развивать навыки связной
речи.
Формы взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями:
 совместное составление перспективного планирования работы на текущий период во
всех образовательных областях;
 обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы;
 оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении;
 взаимопосещение и участие в интегрированной образовательной деятельности;
 совместное осуществление образовательной деятельности в ходе режимных моментов;
 еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям;
 логопедические пятиминутки;
 рекомендации учителя-логопеда по проведению пятиминуток, предоставление
материалов и пособий для их проведения;
 совместное составление примерного перечня художественной литературы и
иллюстративного материала, рекомендуемых для каждой недели работы;
 интегрированные коррекционно-развивающие занятия, целью которых является
обеспечение взаимодействия специалистов и родителей дошкольников в коррекционном
процессе.
Взаимодействие участников образовательного процесса
Эффективность коррекционно - развивающей работы в группе компенсирующей
направленности во многом зависит от преемственности в работе логопеда и других
специалистов. И, прежде всего, учителя - логопеда и воспитателей.
Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах. Это
совместное составление перспективного планирования работы на текущий период во всех
8






образовательных областях; обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в групповом
помещении; взаимопосещение и участие в интегрированной образовательной
деятельности; совместное осуществление образовательной деятельности в ходе режимных
моментов, еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям.
Еженедельные задания логопеда воспитателю включают в себя следующие разделы:
логопедические пятиминутки;
подвижные игры и пальчиковая гимнастика;
индивидуальная работа;
рекомендации по подбору художественной литературы и иллюстративного материала.
Логопедические пятиминутки служат для логопедизации совместной деятельности
воспитателя с детьми и содержат материалы по развитию лексики, грамматики, фонетики,
связной речи, упражнения по закреплению или дифференциации поставленных звуков, по
развитию навыков звукового и слогового анализа и синтеза, развитию фонематических
представлений и неречевых психических функций, связной речи и коммуникативных
навыков, то есть для повторения и закрепления материала, отработанного с детьми
логопедом. Обычно планируется 2 - 3 пятиминутки на неделю, и они обязательно должны
быть выдержаны в рамках изучаемой лексической темы. Логопед не только дает
рекомендации по проведению пятиминуток, но в некоторых случаях и предоставляет
материалы и пособия для их проведения.
Подвижные игры, упражнения, пальчиковая гимнастика служат для развития общей и
тонкой моторики, координации движений, координации речи с движением, развития
подражательности и творческих способностей. Они могут быть использованы
воспитателями в качестве физкультминуток в организованной образовательной
деятельности, подвижных игр на прогулке или в свободное время во второй половине дня.
Они тоже обязательно выдерживаются в рамках изучаемой лексической темы. Именно в
играх и игровых заданиях наиболее успешно раскрывается эмоциональное отношение
ребенка к значению слова.
Планируя индивидуальную работу воспитателей с детьми, логопед рекомендует им
занятия с двумя-тремя детьми в день по тем разделам программы, при усвоении которых
эти дети испытывают наибольшие затруднения. Важно, чтобы в течение недели каждый
ребенок хотя бы по одному разу позанимался с воспитателями индивидуально. Прежде
всего, логопеды рекомендуют индивидуальную работу по автоматизации и
дифференциации звуков.
Основной формой работы в соответствии с рабочей программой является игровая
деятельность.
Все коррекционно - развивающие занятия в соответствии с рабочей программой носят
игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми
упражнениями.
В соответствии с рабочей программой коррекционное направление работы является
приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического
развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки,
сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты под
9

руководством учителя-логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой,
участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.
Методическая работа и формы взаимодействия
 Совместное обследование детей (рекомендательное)
 Планирование и проведение занятий различными специалистами в соответствии с
единым тематическим планом.
 Консультации для специалистов.
 Семинары - практикумы.
 Проведение интегрированных занятий и совместных праздников.
 Взаимопосещение и анализ занятий.
 Анкетирование, мастер - классы.
Приемы, методы, способствующие реализации программы.
 включение в занятие разнообразных игровых и дидактических упражнений;
 использование приемов, обеспечивающих индивидуальный подход к детям
(автоматизация и дифференциация звуков);
 при отборе программного материала учет зоны ближайшего развития каждого ребенка,
его потенциальных возможностей;
 постепенное усложнение речевых и речемыслительных заданий;
 регулярное повторение усвоенного речевого материала и подключение к этому всех
участвующих в занятии специалистов;
 привлечение каждого ребенка к участию в диалогах.
Каждая из форм организации образовательной деятельности имеет своё
предназначение. При выборе какой-либо формы нужно учитывать возраст воспитанника,
его индивидуальные особенности и темп развития. Использование этих форм позволит
строить коммуникативную деятельность ребёнка гармонично.
Направления реализации образовательной области «Речевое развитие»:
 развитие словаря
 формирование грамматического строя речи
 воспитание звуковой культуры речи
 развитие диалогической речи (диалог, беседа)
 развитие монологической речи (рассказ об игрушке, рассказ по картине, рассказ по
серии картин, рассказ из личного опыта, пересказ, рассуждения)
 ознакомление с художественной литературы
 формирование элементарного осознание явлений языка и речи (обучение грамоте)
Классификация методов и приёмов развития речи
Наглядные
 Непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, на
экскурсии);
 Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность, презентация,
рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам);
 показ движения, действия;
 показ правильного звукопроизношения;
10

Словесные
 Чтение и рассказывание художественных произведений,
 заучивание наизусть,
 пересказ,
 беседа,
 рассказывание без опоры на наглядный материал,
 речевой образец,
 повторение,
 объяснение,
 договаривание,
 подсказывание,
 обсуждение,
 уточнение,
 указания,
 словесные упражнения,
 вопрос (виды: репродуктивные, поисковые, обобщающие, прямые, наводящие,
подсказывающие)
 толкование слова
Практические
 игры (дидактические, сюжетно-ролевые, игры-драматизации, коммуникативные,
хороводные, пальчиковые)
 артикуляционная и дыхательная гимнастика
 инсценирование, обыгрывание проблемных ситуаций
 дидактические упражнения
 пластические этюды
 продуктивная деятельность
 словотворчество (самостоятельная деятельность детей по построению связных
высказываний, рифмы)
 графические упражнения
Игровой метод
Метод проектов
Средства развития речи
 общение взрослых и детей
 обучение родной речи на занятиях по развитию речи
 художественная литература
 схемы, мнемотаблицы по обучению детей рассказыванию
 ТСО (аудио, видео, ИКТ)
 наглядно-дидактический материал
 аудиокниги
 разрезная азбука
 звуковая линейка

11

 песочница с песком, мелкие игрушки, набор природных материалов, набор картинок,
искусственные растения
 пособия для развития тонкой моторики рук
Функции воспитателя и учителя – логопеда
Задачи, стоящие перед учителем логопедом

Задачи, стоящие перед воспитателем

Коррекционная работа
1. Создание условий для проявления 1. Создание обстановки эмоционального
речевой активности и подражательности, благополучия детей в группе
преодоление речевого негативизма
2. Обследование речи детей, психических 2. Обследование общего развития детей,
процессов,
связанных
с
речью, состояния их знаний и навыков по
программе
двигательных навыков
3. Заполнение речевой карты, изучение 3. Изучение результатов обследования с
перспективного
планирования
результатов обследования и определения целью
работы
уровня речевого развития
4. Обсуждение результатов обследования
5. Развитие слухового внимания детей и 5. Воспитание общего и речевого
поведения детей, включая работу по
сознательного восприятия речи
развитию слухового внимания
6.
Развитие
зрительной,
слуховой, 6.Расширение кругозора детей благодаря
использований
экскурсий,
прогулок,
вербальной памяти
наблюдений, предметно- практической
деятельности, чтению художественной
литературы
7.
Активизация
словарного
запаса, 7. Уточнение имеющегося словаря детей по
лексико- тематическим циклам
формирование обобщающих понятий
8. Обучение детей процессам анализа,
синтеза, сравнения предметов по частям,
признакам, действиям
9. Развитие подвижности речевого аппарата,
речевого
дыхания,
коррекция
звукопроизношения
10. Развитие фонематического восприятия
детей
11. Обучение процессам звуко-слогового
анализа и синтеза слов, предложений

8. Развитие представлений о времени и
пространстве, форме, величине и цвете
9.
Развитие
общей,
мелкой
артикуляционной моторики детей

и

10. Закрепление речевых навыков в
практической деятельности, в играх, в
повседневной жизни
12. Развитие восприятия ритмико-слоговой 11. Развитие памяти детей путем
заучивания речевого материала с помощью
структуры слов
опорных схем
13.
Формирование
навыков 12. Закрепление навыков словообразования
в различных играх и в повседневной жизни
словообразования и словоизменения
12

14. Формирование предложений разных
типов в речи детей по моделям,
демонстрации действий, вопросам, по
картине и по ситуации
15. Формирование диалогической речи

13. Контроль за речью
рекомендации
логопеда,
исправление ошибок

детей по
тактичное

14. Развитие диалогической речи через
использование
речевых,
настольнопечатных игр, сюжетно- ролевых и игрдраматизация,
театрализованной
деятельности
16.
Развитие
умения
объединять 15. Формирование навыка составления
предложения в короткий рассказ, составлять короткого
рассказа,
предваряя
рассказы- описания, рассказы по картинкам, логопедическую
работу
в
этом
сериям картинок, пересказы.
направлении
Организация жизни и деятельности детей
1. Распределение детей на подгруппы для 1. Четкое соблюдение режима дня, смены
занятий
труда и отдыха, достаточное пребывание
детей на свежем воздухе, выполнение
оздоровительных мероприятий
2.
Использование
фронтальных, 2. Организация педагогической среды для
подгрупповых и индивидуальных форм формирования речи детей
работы для осуществления поставленных
задач
Создание необходимых условий
1.
Оснащение
и
оборудование 1.
Оснащение
группы
наглядным,
логопедического кабинета
дидактическим, игровым материалом в
соответствии с требованиями программы
воспитания и коррекционного обучения
2. Повышение квалификации через самообразование, методическую работу, курсовую
подготовку
3. Привлечение родителей к коррекционной работе
4. Направление детей на медицинское 4.
Реализация
коррекционной
консультации (по необходимости)
направленности обучения и воспитания
дошкольников на базе типовой программы

13

Взаимодействие специалистов ДОУ в коррекционно - развивающей работе с
дошкольниками
Субъект
коррекционно развивающей работы

Коррекционные задачи

Образовательная область

- Коррекция нарушенных
звуков, автоматизация и
дифференциация.
Социально - коммуникативное
развитие

- Формирование
фонематического
восприятия, анализа и
синтеза.
- Формирование слоговой
структуры слов.
- Развитие словаря.

Речевое развитие

- Развитие лексикограмматических категорий.
- Развитие связной речи.

Логопед

Познавательное развитие

- Развитие всех видов
восприятия (зрительное,
слуховое, тактильно двигательное), развитие
мыслительных процессов
(сравнение, анализ, синтез,
обобщение,
классификация).
- Развитие мелкой
моторики рук и зрительнодвигательной координации
для подготовки к
овладению навыками
письма.
- Развитие представлений о
своем здоровье и о
средствах его укрепления
- Освоение представлений
социального характера
(оказание взаимопомощи,
участие в коллективных
мероприятиях; развитие
представлений о себе,
окружающих взрослых и
сверстниках).
14

Физическое развитие

- Формирование культурно
- гигиенических навыков,
развитие представлений о
своем здоровье и о
средствах его укрепления
- Формирование знаний,
умений и навыков,
связанных с жизнью
человека в обществе
- Подготовка к
самостоятельной
жизнедеятельности.

Познавательное развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

- Обучение трудовым
навыкам, умениям
действовать простейшими
инструментами
- Формирование
полноценных
представлений о внешних
свойствах предметов, их
форме, цвете, величине,
запахе, вкусе, положении в
пространстве и времени.
- Развитие мелкой
моторики.
- Развитие речи в процессе
формирования
элементарных
математических
представлений.
Воспитатели

Социально – коммуникативное
развитие

- Формирование пассивного
и активного словаря.
- Развитие связной речи.
- Автоматизация и
дифференциация
поставленных звуков по
заданию логопеда.
- Упражнение в правильном
употреблении
сформированных
грамматических категорий.
- Расширение кругозора,
обогащение жизненного и
15

нравственного опыта

Музыкальный
руководитель

- Развитие и формирование
слухового внимания и
слуховой памяти,
координации движений,
умение передавать
музыкальный ритмический
рисунок;
- Развитие дыхания.

16

Художественно - эстетическое
развитие

2.3. Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции
нарушений развития детей
Программа коррекционно-развивающей работы с детьми описана п. 43 ФАОП ДО стр.
554.
2.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников с ТНР раскрыты в п. 39.3 ФАОП ДО стр. 461
В группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
учитель-логопед и другие специалисты пытаются привлечь родителей к коррекционноразвивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации
родители получают в устной форме на вечерних приемах и еженедельно по пятницам в
письменной форме на карточках или в специальных тетрадях. Рекомендации родителям
по организации домашней работы с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее
ликвидировать отставание детей как в речевом, так и в общем развитии.
Для детей старшей логопедической группы родители должны стремиться создавать
такие ситуации, которые будут побуждать детей применять знания и умения, имеющиеся
в их жизненном багаже. Родители должны стимулировать познавательную активность
детей, создавать творческие игровые ситуации.
Цель совместной работы:
- привлечение внимания родителей к тем коррекционным и педагогическим задачам,
которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка в семье и в
детском саду более последовательным и эффективным.
Задачи:
-Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу
общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки;
- Повысить грамотность родителей в области развивающей и корреционной педагогики,
пробудить в них интерес и желание участвовать в воспитании и развитии своего ребенка;
- Формировать у родителей навыки наблюдения за ребенком и умение делать правильные
выводы из этих наблюдений;
- Помочь родителям выработать уверенный и спокойный стиль воспитания, чтобы для
ребенка создать комфортность и защищенность в семье;
- Воспитать у родителей привычки интересоваться у педагогов процессом развития
ребенка в разных видах деятельности, обращаться за помощью в вопросах коррекции и
воспитания.
Основные формы работы:
 Групповые собрания;
 Индивидуальные беседы;
 Консультации;
 Анкетирование;
 Наглядная информация;
 Приглашение родителей на праздники;
 Совместные мероприятия.

17

Перспективный план взаимодействия с родителями
Период
(дата)
Октябрь
Ноябрь

Форма организации
мероприятий взаимодействия
с семьями воспитанников

Тема
«Организация коррекционной работы в
старшей группе компенсирующей
направленности»
«Взаимосвязь развития мелкой моторики руки
и состояния артикуляционной моторики»

Родительское собрание
Родительское собрание

Март

«Развитие речевого дыхания у детей старшего
дошкольного возраста»

Родительское собрание

Май

«Наши успехи за учебный год»

Родительское собрание

Сентябрь

«Этапы коррекционной работы в группе
компенсирующей
направленности
и
закрепление
полученных
навыков
в
домашних условиях»

Консультация

Октябрь

«Рекомендации по проведению
артикуляционной гимнастики»

Консультация

Декабрь

«Развитие речевого дыхания у детей старшего
возраста»

Консультация

Февраль

«Игры и упражнения для подготовки руки
дошкольника к письму»

Консультация

Март

«Развитие диалогической речи у детей с ТНР»

Консультация

Апрель

«Использование пиктограмм в развитии речи
детей»

Консультация

Сентябрь май

Рекомендации по развитию связной речи,
заучиванию стихотворений, чтению
произведений русских писателей
Оформление стенда «Советы логопеда»
1 раз в 2 месяца

Папка - ширма

Сентябрь май

Задания для закрепления речевого материала
по текущей лексической теме

Папка - ширма

Апрель

«Слова-антонимы и слова синонимы»

Консультация (папка ширма)

18

Май

«Подводим итоги: чему мы научились за год?»

Консультация

3. Организационный раздел Программы
3.1 Описание материально-технического обеспечения Программы
Оснащенность логопедического кабинета
В логопедическом кабинете предусмотрена рабочая зона учителя-логопеда и зона для
коррекционно-развивающих занятий.
В рабочей зоне учителя-логопеда размещена мебель для ведения профессиональной
документации, хранения дидактического материала и консультирования педагогов и
родителей (законных представителей) детей; рабочая зона учителя-логопеда оборудована
рабочим местом, канцелярией, офисной оргтехникой (ноутбук).
Зона коррекционно-развивающих занятий оборудована приборами дополнительного
освещения, настенным зеркалом, магнитной доской, дидактическими играми,
передвижной детской мебелью для планирования учебного пространства в зависимости от
возрастных, психофизических и речевых потребностей детей.
3.2. Описание обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и
воспитания
Методическое обеспечение для решения задач образовательной области « Речевое
развитие»
Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе
компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 5 до 6
лет (старшая группа). – СПб, «Детство – Пресс», 2022
Подготовка детей к обучению грамоте:
Нищева Н.В. Парциальная программа «Обучение грамоте детей дошкольного возраста»
СПб: «Детство-Пресс», 2023г.
Нищева Н.В. Комплексно-тематическое планирование коррекционной и образовательной
деятельности в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми
нарушениями речи (с 5 до 6 лет) – СПб: «Детство-Пресс»
Нищева Н. В. Слоговые таблицы
Нищева Н. В. «Мой букварь»
Нищева Н. В. Тетрадь для обучения грамоте детей дошкольного возраста.

19

3.3. Распорядок и режим дня воспитанников 5-6 лет

Содержание работы с детьми

Старшая группа
компенсирующей
направленности

Подготовительная
группа
компенсирующей
направленности

Приём детей, игры, общение, самостоятельная
деятельность

7.00- 8.25

7.00- 8.25

Утренняя зарядка

8.25-8.35

8.25-8.35

Подготовка к завтраку, завтрак

8.30-8.50

8.30-8.50

Игры, подготовка к занятиям

8.50-9.00

8.50-9.00

1) 9.00 -9.25
2) 9.35-10.00
3) 15.15-14.40 или
16.00 – 16.25

Занятия

1) 9.00 -9.30
2) 9.40-10.10
3) 10.20-10.50

Второй завтрак

10.00 – 10.10

10.10 – 10.20

Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение
с прогулки

10.10 -12.10

10.50-12.15

Подготовка к обеду, обед

12.10-12.30

12.15-12.35

Подготовка ко сну, сон

12.30-15.00

12.35-15.05

Постепенный подъем, гимнастика после сна

15.00-15.15

15.05-15.15

15.15-15.40 или
16.00-16.25

15.15-15.40

15.30 -16.00

15.40 -16.00

16.00-17.25

16.00-16.30

Подготовка к прогулке, прогулка, игры

17.00-18.00

16.30-18.05

Самостоятельная деятельность, уход домой

18.00-19.00

18.05-19.00

Занятия / игры, самостоятельная деятельность
Подготовка к полднику, полдник
Игры, самостоятельная детская деятельность,
занятия, индивидуальная работа воспитателя по
заданию-учителя логопеда

20

3.4. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Оснащенность логопедического кабинета
В логопедическом кабинете имеется специальное оснащение и оборудование для
организации образовательного процесса с детьми с ТНР:
 Зеркало с лампой дополнительного освещения.
 Зеркало для индивидуальной работы.
 Детские стулья для занятий у зеркала.
 Комплект зондов для постановки звуков.
 Дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания («Мыльные
пузыри», перышки, вертушки-цветочки и т.п.).
 шнуровки.
 Картотека материалов для автоматизации и дифференциации свистящих, шипящих
звуков, аффрикат, сонорных и йотированных звуков (слоги, слова, словосочетания,
предложения, потешки, чистоговорки, скороговорки, тексты, словесные игры).
 Логопедический альбом для обследования речи.
 Сюжетные картинки, серии сюжетных картинок.
 «Алгоритмы» описания игрушки, фрукта, овоща, животного.
 Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации свистящих и
шипящих звуков, аффрикат, сонорных и йотированных звуков в словах, предложениях,
текстах.
 Раздаточный материал и материал для фронтальной работы по формированию навыков
звукового и слогового анализа и синтеза.
 Настольно-печатные дидактические игры для развития навыков звукового и слогового
анализа и синтеза («Подбери схему», дидактическое пособие «Развитие навыков
языкового анализа и синтеза» и т. п.).
 Магнитный алфавит.






Комплект карточек для проведения артикуляционной гимнастики.
Кубики со слогами.
Предметные иллюстрации.
Серии картинок: для установления последовательности событий, времена года и
другие.

 Дидактическое пособие «Профилактика акустической дисграфии».

21

3.5. Комплексно - тематическое планирование
в старшей группе компенсирующей направленности
Темы
Месяц

Сентябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

Диагностика

Диагностика

Диагностика

4 неделя
«Ранняя осень»

«Лес. Грибы. Ягоды..»
Октябрь

«Осень.
Признаки осени.
Деревья осенью»

«Овощи. Огород»

«Сад. Фрукты»

«Я вырасту здоровым.
Наше тело» - 5 неделя
«Посуда»

«Игрушки»

«Домашние
животные и
птицы»

"Дикие животные
и их детеныши"

Каникулы

«Мебель»

«Транспорт»

"Профессии на
транспорте"

«Детский сад.
Профессии»

«Профессии.
Швея»

"Профессии на
стройке"

"Наша армия"

Март

"Весна.
Международный
женский день"

«Комнатные
растения»

«Рыбы»

«Наш город»

Апрель

«Космос. День
космонавтики»

Диагностика

«Весенние
сельскохозяйственные
работы»

Декабрь

Январь

Февраль

«Одежда»

«Продукты питания» -

«Обувь»

Ноябрь

"Зима.
Зимующие
птицы"

5 неделя

«Праздник
Новый год»

Диагностика

22

Май

"Праздник День
Победы"

"Времена года.
Лето"

«Почта»

"Насекомые"

23

«Полевые цветы»

Краткая презентация рабочей программы учителя – логопеда
Рабочая программа образовательной деятельности разработана в соответствии с
адаптированной образовательной программой дошкольного образования (далее
Программа) МБДОУ № 70 «Красная шапочка» г. Калуги, с федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования, определяющим
требования к структуре Программы и федеральной адаптированной образовательной
программой дошкольного образования, для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи
(далее ТНР), определяющей содержание программы.
Данная рабочая программа освещает основные этапы коррекционно - развивающей
работы в старшей группе компенсирующей направленности и учитывает возрастные и
психологические особенности дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Главная идея заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного
образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического
развития детей с ТНР. Основой Программы является создание оптимальных условий для
коррекционно-развивающей работы и всестороннего гармоничного развития детей с ОВЗ.
Таким образом, выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач
обеспечивается благодаря комплексному подходу и тесной взаимосвязи работы
специалистов.
В программе определены коррекционные задачи, основные направления работы,
условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической
сторон и связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Рабочая программа
разработана с учетом целей и задач основной образовательной программы дошкольного
образования, потребностей и возможностей воспитанников ДОУ.
Программа реализовывается в течение всего времени пребывания детей в дошкольном
образовательном учреждении.
Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками
образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми
с точки зрения реализации требований ФГОС ДО. Программа включает три раздела:
целевой, содержательный и организационный.
В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены
формы, способы, методы и средства реализации программы подобраны с учётом
возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их
образовательных потребностей и интересов в разных видах детской деятельности.
Используется комплексно-тематическое планирование содержания образовательного
процесса.
Учитель-логопед создает условия для участия родителей (законных представителей) в
образовательной деятельности. Педагогами осуществляется непрерывное педагогическое
сопровождение родителей, ведётся работа по объединению усилий семьи и дошкольного
учреждения в интересах разностороннего развития воспитанников. Педагоги оказывают
консультативную и методическую помощь родителям, активно вовлекают родителей
непосредственно в образовательную деятельность.
Результатом освоения Программы являются сформированные целевые ориентиры
дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные
24

возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня
дошкольного образования и выступают основаниями преемственности дошкольного и
начального общего образования.

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

 

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 10.03.2025.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(4842) 73-42-57, +7(4842) 73-42-68

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».