Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
№ 70 «Красная шапочка» города Калуги
(МБДОУ № 70 г.Калуги)
ПРИНЯТА
педагогическим советом МБДОУ № 70 г.Калуги
(протокол от 30.08.2024 № 1)
УТВЕРЖДЕНА
приказом МБДОУ № 70 г.Калуги
от 30.08.2024 № 79/ОД
Дополнительная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Веселая ритмика»
для детей 3-4 лет
Составитель программы
Воспитатель: Бормотова О.С.
Срок реализации программы 1 год
город Калуга,
2024
№п/п
Содержание
1.
Раздел. Комплекс основных характеристик Программы
1.1.
Пояснительная записка
1.1.1. Актуальность Программы
1.1.2. Новизна и отличительная особенность
1.1.3. Адресат Программы. Возрастные особенности детей 3-4 лет
1.1.4. Сроки освоения Программы
1.1.5. Особенности организации образовательного процесса
1.2.
Цели и задачи Программы
1.2.1. Принципы и подходы реализации Программы
1.3.
Содержание работы по Программе с детьми
1.4.
Планируемые результаты освоения Программы
2.
Раздел. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1
Условия реализации Программы
2.2.
Формы педагогической диагностики
2.3.
Методические материалы
3
Список литературы
4
Приложение
Приложение 1 Календарный учебный график
Приложение 2 Учебный план
Приложение 3 Календарно-тематический план обучения 3-4 года
стр.
3
3
3
4
4
5
5
6
6
8
8
9
10
11
2
1. Комплекс основных характеристик Программы
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Веселая ритмика» (далее по тексту
Программа) художественной направленности предназначена для детей 3-4 лет».
Музыка для ребёнка – мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот
мир, надо развивать у него способности и, прежде всего, сформировать эстетическое восприятие и
эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит свои воспитательные функции.
Переживания эстетического характера обогащают опыт ребёнка, в том числе способность
эмоционально реагировать на происходящее вокруг него. Это значит, что он не останется
безразличным к радости и горю других людей, проявит в соответствующих случаях сострадание,
жалость, сочувствие, или наоборот, негодование, осуждение.
Обучение
по
Программе
поможет
дошкольникам
быть
подтянутыми,
ловкими
в
движениях,
естественными
и
раскованными
в
общении.
Занятия
позволяют выработать у детей уверенность в себе, улучшить походку, развить гибкость, красиво
танцевать. Ребенок учится владеть своим телом, передавая в движении ритм любой музыки,
получает возможность решить многие другие проблемы, не последнее место, в которых занимает
здоровье.
1.1.1. Актуальность Программы
Немаловажным фактором в формировании эстетического воспитания в музыкальной
деятельности является организация музыкально-ритмических занятий, так как выразительная
передача посредством движений, характера музыки, воплощение образного содержания движений
в двигательной деятельности развивают музыкальный слух и память, чувство ритма,
активизируют процессы восприятия, а так же служат и задачами физического воспитания,
происходит укрепление мышц; улучшается работа органов дыхания, кровообращения,
совершенствуются двигательные навыки. Через движение с музыкой идёт активный процесс
приобщения ребёнка к музыке, её пониманию.
Во взаимодействии музыки и движений главная роль принадлежит музыке. А движения – это
средство для передачи того, что в музыке выражено. Движение помогает ребёнку полнее и глубже
понять музыкальное произведение, а музыка, в свою очередь, придаёт движениям ребёнка особую
выразительность. Об этом говорят и специалисты, работающие с детьми. А. И. Буренина в своей
книге «Ритмическая мозаика» говорит, что «эффект воздействия ритмики на детей идёт по
возрастающей линии в направлении всё большего раскрепощения тела и духа ребёнка, поскольку
способствует развитию творческого потенциала личности». Учёные В. М. Бехтерев и Б. Теплов
говорили, что из средств музыкальной выразительности детьми наиболее легко выделяется и
усваивается ритм. Чистякова в своей книге «Психогимнастика» утверждает, что «восприятие
внешнего выражения эмоций возбуждает ответные эмоциональные переживания и реакции у
детей. Владение выразительными движениями предполагает тонкое понимание всех оттенков и
нюансов в выражении лица, жеста, движения тела.
Гармоничность музыкально-эстетического воспитания достигается лишь в том случае, когда
используются все виды музыкальной деятельности, активизируются все творческие возможности
ребёнка.
3
1.1.2. Новизна и отличительная особенность Программы
Новизна программы заключается в построении системы занятий с воспитанниками с учетом
возрастных закономерностей развития музыкальных способностей и индивидуальных
характеристик музыкальности детей. Чередование разных видов музыкально-ритмической
деятельности дает возможность каждому ребенку проявить себя и наиболее полно реализовать
свои креативные способности.
Предполагается,
что
освоение
основных
разделов
программы
поможет
естественному развитию организма ребенка. И, как известно, чем раньше мы дадим детям гамму
разнообразных впечатлений, чувственного опыта, тем более гармоничным, естественным и
успешным, в таком виде деятельности, как движение под музыку, будет дальнейшее развитие
ребенка, становление его личности. И, возможно, меньше будет проблем у наших детей с
развитием речи, внимания, памяти, мышления, формированием красивой осанки.
1.1.3. Адресат Программы. Возрастные особенности детей 3-4 лет
Программа рассчитана на детей в возрасте 3-4 лет. Условия приема детей осуществляется по
заявлению родителя (законного представителя).
Наполняемость группы до 20 человек, в группе занимаются дети одного возраста: 3-4 лет.
Возрастные особенности детей 3-4 лет.
Дети младшего дошкольного возраста чрезвычайно непосредственны и эмоциональны.
Движение, особенно под музыку, доставляет им большую радость. Однако возрастные
особенности строения тела (короткие руки и ноги, большая голова, короткое туловище),
протекания нервных процессов и их зрелости сказываются на двигательных возможностях детей.
Движения малышей еще недостаточно точные и координированные, не развито чувство
равновесия, поэтому объем и разнообразие двигательных упражнений ещё невелики и все они
носят, как правило, подражательный характер.
Приоритетные задачи: воспитание интереса к музыке, потребности в движениях под
музыку; развитие слухового внимания, умения выполнять движения в соответствии с характером
и темпоритмом музыки; обогащение слушательского и двигательного опыта, умение осмысленно
использовать выразительные движения в соответствии с музыкально-игровым образом.
Задача
педагога
состоит
в
том,
чтобы
создать
условия
для
поиска
характерных
особенностей
пластики
персонажей,
деталей
их
поведения.
Выразительность
исполнения
образных
движений,
воссоздавая
образ
в
целом. В основном это мир природы, окружающей нас, игрушки, добрые
сказочные
персонажи.
Детям
предлагаются
этюды,
небольшие
по
содержанию
рассказы,
яркие
короткие
музыкальные
произведения
для
освоения образа, задания для импровизации танцевальных движений, игры с
импровизациями.
1.1.4. Срок реализации Программы для детей 3-4 лет» - 1 год.
Программа реализуется в течение всего учебного года, включая каникулярное время, и
делится на учебный год с 1 октября по 31 мая.
Занятия проводятся 1 раз в неделю (что составляет 4 занятия в месяц, 32 занятия в год), во
вторую половину дня в музыкальном зале.
Продолжительность занятий не превышает требований действующих СанПиН, в
соответствии с возрастом детей составляет – не более 20 минут (15-20 мин).
4
1.1.5. Особенности организации образовательного процесса
Форма обучения и организации занятий: групповая в группе занимаются дети одного
возраста.
При
обучении
ритмике
используются
традиционные
методы:
наглядный, практический словесный.
наглядный метод выражается в постоянном сочетании наглядно-слухового
и наглядно - зрительного приемов. Объяснение движения каждый раз
должно сопровождаться показом. Насколько ярким, художественным будет это
сочетание, настолько эффективным будет обучение ритмике. Педагог должен
творчески осмыслить и передать суть движений или упражнения, предварительно
продумав весь процесс объяснения материала. Педагог может и должен использовать
тактильно-мышечную наглядность, т.е. прикосновение к ребенку для коррекции
положения головы, отдельных частей тела, выпрямления осанки. Это прием
используется до тех пор, пока у детей не вырабатывается чувство самоконтроля за
выполнением собственных движений, самовидение со стороны и способность
самокорекции;
словесный метод (беседы о характере музыке, средствах ее выразительности рассказ о
танцах, напоминание, объяснение, оценка и т. д.). Методы объяснения, применяют
при изучении упражнения и движения.
при
использовании
практического
метода
(многократного
выполнения
конкретного музыкального движения) особенно важно отрабатывать элементы
упражнений,
а
затем
уже
исполнять
упражнение
в
целом,
осознавая все выполняемые действия. Такое построение занятий облегчает
освоение навыка, и ребенок может сосредоточить свое внимание на образах,
настроении музыки и передачи ее в выразительных движениях. Вместе с тем
использовать занимательную форму, используя для этого игровой и частично
соревновательный методы.
1.2.
Цель и задачи Программы
Цель:
развитие музыкально-ритмических способностей ребёнка, формирование средствами музыки
и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности.
Задачи программы:
развивать музыкальные способности: воспринимать музыку, т.е. чувствовать её
настроение и характер, понимать её содержание; чувства ритма;
развивать двигательные качества и умения:
развивать ловкость, точность, координацию движений;
развивать гибкость и пластичность;
формировать правильную осанку, красивую походку;
развивать умения ориентироваться в пространстве;
обогащать двигательный опыт разнообразными видами движений;
развивать творческие способности, потребности самовыражения в движении под
музыку:
развивать творческое воображение и фантазию;
развивать способность к импровизации: в движении;
5
развивать эмоциональную сферу и умения выражать эмоции в мимике и
пантомимике.
1.2.1. Принципы и подходы в реализации Программы:
Общедидактические принципы:
1. Принцип систематичности обуславливает непрерывность, регулярности и планомерность
образовательного процесса, определенного для развития двигательных навыков;
2. Принцип сознательности и активности реализуется в формировании мотивации к
ритмическим занятиям, представлений о развитии какого-либо двигательного качества, интереса к
предлагаемым видам деятельности;
3. Принцип наглядности обеспечивает тесную взаимосвязь всех систем организма;
4. Принцип доступности и индивидуальности предусматривает учет возрастных,
физиологических особенностей, характера. Действие этого принципа строится на
преемственности двигательных, музыкальных и речевых заданий;
5. Принцип постепенного повышения требований предполагает постепенный переход от
более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления навыков;
Специфические принципы:
1. Принцип единства развития и оценки индивидуального развития детей в рамках
педагогической диагностики;
2. Принцип полифункционального подхода предусматривает одновременное решение
нескольких задач в структуре одного занятия по ритмике;
3. Личностно-деятельностный принцип лежит в основе разработки системы ритмических
упражнений и заданий, обеспечивающий воспитание положительных личностных качеств детей;
4. Принцип реализации коммуникативного намерения предполагает активную деятельность
детей, создание ситуации общения;
5. Принцип закономерности развития при формировании и психофизического механизма
воздействия занятий ритмикой на организм ребенка.
Содержание психолого-педагогической работы по Программе
с детьми 3-4 лет
Дети младшего дошкольного возраста чрезвычайно непосредственны и эмоциональны.
Движение, особенно под музыку, доставляет им большую радость. Однако возрастные
особенности строения тела (короткие руки и ноги, большая голова, короткое туловище),
протекания нервных процессов и их зрелости, сформированности сказываются на двигательных
возможностях. Движения малышей ещё недостаточно точные и координированные, плохо развито
чувство равновесия, поэтому объём и разнообразие двигательных упражнений невелики и все они
носят, как правило, игровой характер.
Приоритетные задачи:
воспитание интереса, потребности в движениях под музыку;
развитие слухового внимания, умения выполнять движения в соответствии с характером и
темпо – ритмом музыки;
обогащение слушательского и двигательного опыта, умение осмысленно использовать
выразительные движения в соответствии с музыкально-игровым образом.
Основное содержание
1. Развитие музыкальности:
1.3.
6
воспитание интереса и любви к музыке в процессе совместных игр, движения под музыку со
сверстниками, педагогами и родителями;
обогащение слушательского опыта – узнавание знакомых плясовых, маршевых мелодий,
народных и детских песен, пьес изобразительного характера и выражение это в эмоциях,
движениях;
развитие умения передавать в движении характер музыки и её настроение (контрастное:
весёлое – грустное, шаловливое – спокойное и т.д.);
развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности: темп
(умеренно-быстрый – умеренно-медленный), динамику (громко – тихо), регистр (высоко –
низко), ритм (сильную долю – как акцент, ритмическую пульсацию мелодии), различать 23-частную форму произведения (с контрастными по характеру частями).
2. Развитие двигательных качеств и умений:
Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя перечисленные
ниже виды движений.
Основные:
ходьба – бодрая, спокойная, на полу пальцах, на носках, топающим шагом, вперёд и назад
(спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг), ходьба на четвереньках;
бег – лёгкий, ритмичный, передающий различный образ («бабочки», «птички», ручейки», и
т.д.);
прыжковые движения – на двух ногах на месте, с продвижением вперёд, прямой галоп
«лошадки», подскоки (4-й год жизни);
Общеразвивающие упражнения:
на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на
плавность движений, махи, пружинность), которые даются, как правило, на основе
игрового образа;
Имитационные движения:
разнообразные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ,
настроение или состояние (весёлый или трусливый зайчик, хитрая лиса, усталая старушка и т.д.);
Плясовые движения:
простейшие элементы народных плясок, доступных по координации, например, поочерёдное
выставление ног на пятку, притопывание одной ногой, «выбрасывание ног» и т.д.
3. Развитие умений ориентироваться в пространстве:
самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в
пары и друг за другом.
4. Развитие творческих способностей:
воспитание потребности к самовыражению в движении под музыку;
формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях, под другую
музыку;
развитие воображения, фантазии, умения находить свои оригинальные движения для
выражения характера музыки, игрового образа выразительными жестами, элементарными
плясовыми движениями вместе с педагогом и сверстниками.
5. Развитие и тренировка психических процессов
развитие умения начинать и заканчивать движение вместе с музыкой – развитие слухового
внимания, способности координировать слуховые представления и двигательную реакцию;
7
развитие умения выражать эмоции в мимике и пантомимике – радость, грусть, страх и т.д.,
т.е. контрастные по характеру настроения, например, «Зайчик испугался», «Мишка
радуется мёду» и др.;
тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов – умение изменять движения в
соответствии с различным темпом (умеренно быстрым и умеренно медленным), формой
(двухчастной) и ритмом музыки;
развитие воспитания, внимания, воли, памяти, мышления – умение выполнять упражнения
от начала до конца, не отвлекаясь – по показу взрослого или старшего ребёнка.
6. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:
воспитание умения чувствовать настроение музыки, понимать соответствие образа,
переданное в музыкальном произведении и выражать это в пластике (контрастные эмоции);
воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и
культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми: пропускать
старших впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить её
на место.
1.4.
Планируемые результаты освоения Программы
Дети 3-4 лет должны уметь:
К
концу
1
года
обучения
(возраст
3-4
года)
обучающиеся
имеют
возможность
знать
терминологию
основных
ритмических
движений,
уметь:
воспринимать музыку, т.е. чувствовать её настроение и характер, понимать её содержание;
чувства ритма (ритмично двигаться в соответствии с характером и динамикой музыки);
демонстрировать двигательные качества и умения (предавать в движение простейший
ритмический рисунок);
проявлять способность к импровизации: в движении (выполнять не сложные музыкальные
движения, передавать игровой образ, определять характер музыки (быстрый, медленный,
плавный);
проявлять эмоциональную сферу и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике
(слышать музыку, выделять средства ее выразительности, формы, дифференцировать ее
образы,
навыков
выразительного
движения
выражать эмоциональную отзывчивость на музыку, слуховое представление,
чувства ритма);
проявлять творческие способности, потребности самовыражения в движении под музыку
(проявлять интерес к самому процессу движения под музыку, выразительно передавать
движением в пластике характер музыки, игровой образ).
проявлять ловкость, точность, координацию движений, развивать гибкость и пластичность;
держать правильную осанку при посадке и ходьбе;
уметь ориентироваться в пространстве;
проявлять творческое воображение и фантазию.
Комплекс организационно-педагогических условий
2.1.
Условия реализации Программы
Материально-техническое обеспечение программы:
Для занятий по программе «Веселая ритмика» используется музыкальный зал, который
отвечает санитарно-гигиеническим требованиям. Помещение должно быть сухим, светлым, с
2.
8
естественным доступом воздуха для проветривания, с хорошо налаженной вентиляцией, по
площади, достаточной для проведения занятий с группой до 20 человек.
Техническое оснащение:
- Музыкальный центр.
- Материалы и оборудование:
Т. Суворова «Танцевальная ритмика» - 7 дисков
А. Буренина «Ритмическая мозаика» - 5 дисков
Вспомогательный
инвентарь,
используемый
в
упражнениях,
удобный,
радует
глаз,
развивать
вкус
детей,
содействует
их
эстетическому воспитанию:
флажки, ленты (яркие, светлые);
платочки разных цветов;
погремушки по числу детей;
цветы небольшие;
султанчики по числу детей в группе).
2.2.
Формы педагогической диагностики
Педагогический мониторинг знаний и умений детей проводится 2 раза в год (вводный октябрь, итоговый - май) в форме наблюдения и через практические задания.
Формы контроля: с целью определения результативности реализации программы
используется педагогическое наблюдение. Результативность оценивается по девяти показателям,
по трёхбалльной шкале: высокий уровень – 3б., средний уровень – 2б., низкий уровень – 1б.
Показатели: музыкальность, эмоциональная сфера, характерологические особенности, творческие
проявления, внимание, память, подвижность нервных процессов, пластичность, координация
движений.
Формы подведения итогов реализации программы:
отчетные концерты для родителей;
выступление на утренниках, праздниках, развлечениях в ДОО;
участие в конкурсах, фестивалях, мероприятиях разного уровня.
Критерии развития детей
Высокий уровень. Ребенок проявляет устойчивый интерес к музыкально – ритмическим
движениям, самостоятельно меняет движения в соответствии с изменениями в музыке.
Может ритмично ходить друг за другом, легко бегать под музыку, выполнять легкие
прыжки на двух ногах, ходить простым хороводным шагом, выставлять ногу на пятку,
выполнять притопы, «топотушки», кружение в лодочке.
Средний уровень. У ребенка сформирован интерес к музыкально – ритмической
деятельности. Достаточно верно овладеет музыкально – ритмическими умениями и
навыками, но требуется помощь взрослого.
Низкий уровень. У ребенка отсутствует интерес к музыкально – ритмическим движениям.
При оказании любой помощи не воспринимает различия в темпе, динамике, не различает
многие танцевальные движения, нет согласованности в исполнении движений под музыку
Карта диагностики уровня психомоторного и музыкального развития ребенка
№ п/п
Параметры
Начало
Конец
года
года
1.
Интерес и потребность в музыкальном движении
9
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Музыкальность
(способность
к отражению
выразительности) в движении характера музыки и
основных средств
Эмоциональная сфера (выразительность исполнения)
Творческие проявления (способность к импровизации в
движении под музыку, оригинальность разнообразие
используемых движений)
Развитие
двигательных
навыков
(освоение
разнообразных видов движения в соответствии с
возрастом и программным содержанием)
Формирование двигательных качеств (координация
движений, точность, ловкость, пластичность, гибкость)
Подвижность нервных процессов (внимание, память,
менять направление движения, перестраиваться)
Формирование правильной осанки
Формирование навыков ориентировки в пространстве
Методические материалы
Схема построения
Музыкально - ритмического занятия
2.3.
Вводная
С помощью предлагаемого материала дети обучаются азбуке выражения эмоций,
выразительным и разнообразным движениям:
упражнения, активизирующие внимание, память;
этюды на тренировку отдельных групп мышц («Психогимнастика» М.И. Чистяковой)
2.
Музыкально-ритмическая разминка
В разминку входят элементы физической культуры, упражнения на развитие физического
дыхания, слухового и зрительного внимания, слуховой и зрительной памяти, воспитание чувства
ритма, развитие координации и темпа в движении. Музыкально-ритмические упражнения
разучиваются и осваиваются в течении двух месяцев.
3.
Основная часть занятия
Знакомство детей с элементами нового танца. Большую помощь в работе оказывают
упражнения без музыки, то есть подготовительные упражнения. Основная задача – дать детям
необходимые двигательные навыки, развить мышечное чувство, сформировать сознательное
отношение к выполнению и качеству движений. Эти упражнения разучиваются под счёт или в
индивидуальном ритме. Они помогают принимать правильное исходное положение, способствуют
осознанию работы двигательного аппарата, укрепляют отдельные группы мышц и увеличивают
подвижность суставов, формируют навыки построения и перестроения.
Используя образный рассказ, показ движений, при разучивании плясок и хороводов, педагог
создает атмосферу заинтересованности, учит отражать изменения в музыкальном образе.
4.
Игровая часть
Музыкальная игра поощряет стремление детей к самостоятельным импровизациям в
свободных плясках, учит пластическому выражению игровых образов, формирует умение
сочетать пантомиму, танец, пластику.
5.
Заключительная часть
Включаются элементы психогимнастики для снятия эмоционального напряжения,
возбуждения.
1.
10
3.
Список литературы
1.
А.И. Буренина Ритмическая мозаика: программа по ритмической пластике для детей
дошкольного и младшего школьного возраста. СПб ЛГУ, 1995г.
2.
Т.И. Суворова Танцевальная ритмика. №1,2,3,4,5. СПб, 2007
3.
Т.И. Суворова. Танцуй малыш. №1,2. СПб, 2007
4.
М.И. Чистякова. Психогимнастика. М.; Просвещение, 2010
5. Т.И. Суворова Спортивные олимпийские танцы для детей. №1,2. С. П.
11
Приложение 1
Календарный учебный график
Начало учебного года
Окончание учебного года
Летние каникулы
Продолжительность учебного
числе
1-ое полугодие
2-ое полугодие
Продолжительность занятий
Регламентирование занятий
(первая, вторая половина дня)
Каникулы и праздничные дни
1 октября
31 мая
1 июня по 31 августа
года
всего,
в
том
12
20
15-20 мин
вторая
половина дня
В соответствии с календарными
периодами
и датами
Приложение 2
Учебный план
Учебный план программы включает в себя наименование следующих разделов, тем:
Коллективно-порядковые навыки и умения – 5 занятий;
Музыкально-ритмические навыки – 10 занятий;
Навыки выразительного движения – 15 занятий;
Диагностика- 2 занятия
Всего 32 занятия в год
Коллективно-порядковые навыки и умения:
строиться в колонну по одному, находить свое место в строю и входить в зал
организованно, под музыку;
приветствовать педагога;
занимать правильное исходное положение (стоять прямо, не опускать голову, не
сутулиться, без лишнего напряжения в коленях и плечах);
равняться в шеренге, в колонне;
ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях,
не мешая друг другу;
выполнять навыки основных движений ходьбы «торжественная», «спокойная»,
«таинственная»;
выполнять бег: легкий и стремительный;
ходить и бегать по кругу с сохранением правильных дистанций, не сужая круг и не
сходя с его линий;
ориентироваться в направлении движений вперед, назад, направо, налево, в круг, их
круга.
Музыкально-ритмические навыки и умения:
упражнять в умении самостоятельно различать темповые изменения в музыке,
отвечать на них движением;
передавать в хлопках простой ритмический рисунок;
самостоятельно начинать движения после вступления;
менять движения со сменой частей, музыкальных фраз;
выразительно, ритмично передавать движения с предметами (ложки, палочки),
согласовывая их с характером музыки.
Навыки и умения выразительного движения:
творчески использовать знакомые движения, импровизациях, играх;
бег легкий, ритмичный передающий образы;
двигаться в парах по кругу, сохраняя расстояние между парами;
бегать на полупальцах;
внимательно слушать танцевальную мелодию, чувствовать ее характер, выражать
свои чувства словами, рисунками, движением;
узнавать плясовые движения по мелодии;
выполнять движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в
соответствии с двухчастной формой музыкального произведения;
выполнять танцевальные движения: прямой галоп, пружинка, подскоки, движение
парами по кругу, кружение по одному и в парах, мальчики – присядки (русские),
хлопушки;
ставить ногу на носок и на пятку, ритмично хлопать в ладоши, выполнять навыки
движения из круга врассыпную и обратно, подскоки;
выполнять элементарные ритмические упражнения;
хореографические композиции: «Лесные звери», «Снежинки», «Гномики».
выполнять движения с предметами (с куклами, игрушками, ленточками,
султанчиками, платочками);
инсценировать хороводы;
приветствовать педагога и друг друга («Поклон – приветствие»).
Приложение 3
Календарно-тематический план (содержание учебного плана)
октябрь
Мес
яц
Название
темы
Коллективнопорядковые
навыки и умения
Разучивание
поклона
Разучивание
подскоков
Количест
во
занятий
1
Содержание занятия
Диагностика
Репертуар
Постановка
корпуса
и
ног.
Разучивание поклона. Спокойная
ходьба по кругу, в круг, из круга.
1
Разучивание
композиции
«Плюшевый
медвежонок»
Ходьба топающим шагом,
остановкой, из круга, в круг.
Разучивание подскоков.
1
Повторение
композиции
«Плюшевый
медвежонок».
с
1
Разучивание
прямого галопа
Полька
жук".
Разминка круговая: ходьба по
кругу, на носочках, пяточках, бег,
прямой галоп, упражнения на
развитие внимания, координации
движений, пластики рук, отдельных
групп мышц стопы чувства ритма.
Танец, игра. Бег с имитацией
движений (бег на носках, плавные
движения рук).
1
Разучивание
композиции
«Маленький танец».
1-4
занятие Танец
«Колобок»
Разминка круговая, танец, игра с
ленточками,
повторение
пройденного материала.
4
1-3
занятие
Танец
«Секрет»
Разминка круговая, боковой галоп
вправо,
танец,
повторение
пройденного материала, игра
3
1-3
занятие
Танец «Тень»
Разминка круговая, боковой галоп,
танец,
игра,
повторение
пройденного материала поочередно
1-4
занятие
Танец
«Березка»
Разминка круговая, галоп вправовлево, танец с султанчиками,
повторение пройденного материала,
игра.
1-2
занятие
Танец
«Божья коровка»
Разминка круговая, галоп, танец с
ленточками,
повторение
пройденного
материала,
игра
(творческие
импровизации
–
животные).
Январь
Февраль
Март
Февраль
Январь
Ноябрь
Ноябрь
1
Декабрь
Закрепление
Разучивание прямого галопа.
Разучивание притопа одной ногой.
1-2 занятие
Танец «Лучики»
Разминка круговая, галоп, поскоки,
танец с ленточками, повторение
ранее
изученного
материала,
релаксация.
3
4
2
2
"Добрый
Рус. нар. мелодии и
песни в современной
обработке
для
разминки. «Колобок»
Суворовой,
игра
«Птички и собака»
Рус. нар. мелодии и
песни в современной
обработке
для
разминки, «Прялица»
р. н. м. игра «Зайцы и
лиса»
Рус. нар. мелодии и
песни в современной
обработки
для
разминки,
«Берлинская полька»
Суворовой
игра
«Птички и кошка»
Классическая музыка
в
современной
обработке
для
разминки,
«Божья
коровка» Суворовой,
игра
на
развитие
внимания
«Будь
внимательным»
Классическая музыка
в современной обр.
для
разминки,
«Добрый жук» инстр.,
песенки и попевки для
изображения
животных.
Детские современные
песни, «Лучики» анс.
«Непоседы», Тухманов
Воздушные шарики».
2
2
Разминка круговая, галоп, поскоки,
1-2 занятие
танец с платочками, повторение
Танец «Матрёшки» ранее изученного материала, игра.
2
Детские современные
песни, «Матрёшки»
Суворовой, игры по
желанию детей.
Март
1-2
занятие
Танец «Стирка»
1-2
занятие
Танец
«Ширмочки»
Разминка круговая, галоп, поскоки,
танец,
повторение
изученного
материала, игра на внимание
2
Разминка круговая, галоп, поскоки,
2
танец, повторение ранее изученного
занятие
материала, игра на развитие
Танец «Кнопочка»
слухового внимания
2
Апрель
Апрель
Май
Разминка круговая, галоп, поскоки,
танец, повторение пройденного,
игра на выражение различных
эмоций
Классическая музыка
в
современной
обработке
для
разминки,
французская мелодия
из
к\ф,
играпсихогимнастика «Все
мы артисты»
1
занятие
Классическая музыка в
современной обработке
для
разминки,
«Кнопочка» Суворова,
игра «Кот и мыши»
Классическая музыка
в
современной
обработке
для
разминки, «Курочка и
петушок» Суворова,
игра «Опаньки»
Диагностика
1
Всего занятий в неделю - 1
Всего занятий в месяц - 4
Всего занятий в год- 32
3